Амстердам: глубокий черный цвет, залитый светом
Благодаря своей отчетливой форме и глубокому черному фасаду, компактная конструкция с плоской крышей выделяется на фоне окружающих зданий, даже, если мы смотрим на нее издалека. Как и в случае с соседними зданиями, фасады, видимые со стороны улицы, были сделаны в значительной степени как закрытые фасады.
Архитектор Марк Келер (Marc Koehler) интегрировал в свою концепцию окна по всей длине фасада. Начиная со входа, окна сначала поднимаются вертикально в сторону второго этажа, затем простираются в горизонтальном направлении вдоль северного фасада и далее за угол вдоль западного фасада. На первом этаже расположены три узких окна и одно со стороны улицы, ведущее на террасу на крыше в южном направлении. Несмотря на то, что дом выглядит закрытым, он предлагает своим жителям светлые и уютные помещения. На нижнем этаже расположены спальня, детская комната, ванная комната и большая мастерская. На втором этаже -интегрированная гостиная, кухня, столовая и терраса. На крыше здания размещен сад.
Подходя к дому, нельзя не отметить очередной архитектурный сюрприз. Фасад не был сделан традиционным способом как плоская стена. Марк Келер, работая в тесном сотрудничестве с инвесторами, пришел к выводу, что решение заключается в укладке отдельных кирпичей, которые будут рельефно выступать из стены. Архитектор сознательно использовал здесь технику, так называемой, «Амстердамской школы», которая с 1912 по 1920 годы определяла облик Амстердама, благодаря своим выразительным и скульптурным кирпичным зданиям. – К сожалению, с 1950 года эта техника кладки исчезла из-за растущей тенденции к стандартизированным методам строительства, - объясняет Марк Келер.– Глядя на дом в Айбурге, можно только сожалеть об этом, потому, что это необычное решение создает не только интеллектуальную, характерную для городских зданий, архитектурную историю города, но и, благодаря своей выразительной фактуре, подчеркивает глубокую, пластичную форму нового здания, - добавляет он.
Интересно, что традиционная техника кладки дала архитектору возможность сочетать с фасадом емкости для растений. – Неоднородная стена является идеальной опорой для вьющихся растений, которые могут взбираться по стене, - объясняет Келер. Как на террасе, расположенной на втором этаже, так и в саду на крыше на третьем этаже, жители посадили кусты киви, вьющееся розы и виноград. – Через несколько лет дом будет полностью покрыт зеленью, благодаря чему строгая, геометрическая архитектура приобретет беззаботный акцент, и, таким образом, будет создан «зеленый полюс». – добавляет он. Все это соответствует экологическим требованиям, которые были выполнены благодаря пассивному использованию солнечной энергии, установке теплового насоса с теплообменником, установке фотоэлектрической системы на крыше и интеграции интеллектуальной вентиляционной системы.
Принимая решение о выборе материала для фасада, дизайнер выбрал керамический клинкер FARO черного цвета с оттенком фирмы Röben. – Чтобы подчеркнуть абстрактный характер архитектуры, я искал самый темный из возможных материалов. Очень важным было высокое качество клинкера, чтобы фасад не был поврежден из-за роста корней растений – объясняет свой выбор Марк Келер. Интенсивное сотрудничество всех лиц, работающих над данным проектом, в конечном итоге привело к уникальному эффекту, которым могут гордиться как жители, так и архитекторы. Объект был номинирован в 2008 году на премию Фрица Хегера (Fritza Högera) за кирпичную архитектуру.
Архитектор: Марк Келер, Амстердам
Год постройки: 2006 – 2008
Энергетический стандарт: энергоэффективное здание, рекуперация тепла через вентиляцию, тепловой насос в сочетании с солнечной батареей, рекуперация горячей воды в ванных комнатах, рекуперация дождевой воды в саду.